Как правильно учить немецкий язык: секреты школы RHEIN
Немецкий язык поначалу может показаться сложным, однако выучить его достаточно просто – если знать, как подступиться! Рассказываем о том, каких принципов придерживаются педагоги немецкого в школе RHEIN.
Коммуникация VS зубрежка
А нужна ли тогда вообще грамматика?
Как мы создаем языковую среду без выезда за границу?
Вдохновение VS дисциплина
Коммуникация VS зубрежка
Люди бывают разные.
Кто-то легче усваивает новую информацию, досконально разбираясь в том, как все устроено: таким студентам при изучении языка больше подойдет грамматико-переводной метод.
Кому-то заниматься теорией скучно – ему подавай скорее практику: живые диалоги, моделирование реальных ситуаций, постоянное общение. Таким студентам ближе коммуникативный метод изучения языка.
Казалось бы – в чем сложность? Вот мы и решили, кому и как лучше учить немецкий! Однако, у каждого из этих методов есть свои недостатки – иногда существенные.
Например, грамматико-переводной метод очень далек от реальности: можно годами зубрить новые слова, но так ни разу и не решиться использовать их в устной речи, потому что навыка разговаривать у вас просто нет.
Или, к примеру, можно с удовольствием составлять интересный диалог, используя все заданные слова и выражения, но уже через 10 минут после окончания занятия забыть их навсегда – ведь за один раз слова не выучить.
Мы решили, что не будем выбирать ни один из методов в чистом виде – значительно правильнее будет их совместить, взяв из каждого только лучшее!
Таким образом, наши студенты учат немецкий разными способами, отрабатывая новый материал и в диалогах, и при написании эссе, и работая со списками.
А нужна ли тогда вообще грамматика?
Конечно! Не словами едиными богат язык – хорошо бы еще уметь ими пользоваться так, как это делают носители. А вот тут без грамматики никуда – даже если мы имеем дело с типичным “коммуникативистом” (то есть, студентом, которому невыносимо скучно работать с грамматическими правилами).
Простой пример: в ходе коммуникативной части занятия вы успешно запомнили слово “Entschuldigung!” (которое означает, в зависимости от контекста, “извините”/ “разрешите обратиться”).
Если вы просто запомнили это слово в ходе отработки диалога, вы сможете узнать его только в неизменном виде. И, встретив в другом диалоге фразу “Entschuldigen Sie bitte”, где существительное превратилось в однокоренной глагол и “обросло” дополнительными словами, можете насмерть перепугаться. А тот, кто знаком с немецкой грамматикой, легко перестроится, потому что у него в голове есть четкая и понятная языковая система.
Конечно, мы стараемся сделать так, чтобы изучение грамматики не было скучным. Мы не только учим правила и отрабатываем их в письменных упражнениях. Чтобы вывести грамматику из области пассивных знаний в активные, мы используем дриллинг-модели – устные однотипные конструкции, которые нужно повторять, опираясь на образцы.
Как мы создаем языковую среду без выезда за границу?
Мы уже подробно говорили о том, что языковую среду можно и нужно создавать себе дома для того, чтобы выучить иностранный язык на базовом уровне.
На занятиях мы используем тот же подход. Во-первых, мы с первого дня занятий переключаем на немецкий язык свои смартфоны и лэптопы. Договариваемся смотреть фильмы, слушать радио и читать газеты только по-немецки. Эти меры позволяют увеличить присутствие изучаемого языка в “российской” повседневности до максимума.
Конечно, на первых порах студенты на занятиях задают вопросы по-русски. Но с третьего-четвертого месяца учебы вводится запрет на использование русского языка во время занятий – будь то вопросы учителю или коммуникация между студентами. За нарушение этого запрета существует система милых наказаний – например, вас попросят прочесть стишок перед всей группой.
В самом начале студенты на занятиях разговаривают преимущественно с преподавателем. Однако, со временем преподаватель начинает использовать и задания для групп учеников. В этом нам помогает функция “Конференц-залы” в Zoom. Учитель делит участников группы на команды и дает им задания – например, разыграть ситуацию, в которой покупатель в магазине ругается с продавцом из-за несвежего хлеба. Преподаватель может перемещаться из зала в зал и помогать ребятам с выполнением задания.
Вдохновение VS дисциплина
Как наши студенты сохраняют мотивацию усердно учиться на протяжении всего периода подготовки? Очень просто: в школе RHEIN дисциплинированное отношение к обучению требуется в обмен на гарантию поступления, прописанную в договоре.
Многие полагают, что взрослым студентам тотальный контроль не требуется – ведь они и так знают, что должны прилежно трудиться. Однако наш опыт показывает, что абсолютно все студенты – от 14 до 60 лет – могут начать лениться и недорабатывать, если “не чувствуют вдохновения”.
Именно поэтому все наши ученики точно знают, что преподаватели и кураторы пристально следят за их прогрессом. Сотрудники учебного отдела начинают работу со студентом в случае двух пропусков уроков подряд, чтобы вовремя оказать необходимую помощь и поддержку. И, конечно, родители всегда в курсе успехов своих ребят: рассылка со статистикой посещаемости уходит на электронную почту ежемесячно.
Рекомендуемые: